Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /var/www/www-root/data/www/neurofitness.ru/plugins/content/prezihm/prezihm.php on line 25
Детские страхи

 


Уважаемые родители и посетители! В данный момент наш сайт находится на реконструкции. Мы приносим свои извинения за неудобства, связанные с пользованием нашим ресурсом, и обещаем, что совсем скоро на этом месте будет новый и удобный сайт!

Если нужную информацию Вам так и не удалось найти, то на все Ваши вопросы мы всегда готовы ответить по телефону: + 7 (495) 135 33 20. А также наши специалисты всегда могут записать Вашего ребенка на консультацию, диагностику и тренировки.

Очень рекомендуем Вам ознакомиться с отзывами родителей, дети которых уже прошли тренировки по Нейрофитнесу. 

Дата начала изменений на сайте: 20.05.2016


Откуда берутся детские страхи?

Каждый из нас в детстве чего-то очень сильно боялся. Кто-то – чудовищ, прячущихся ночью за занавеской. Кто-то – руки, тянущейся из-под кровати. Кто-то – совершенно безобидного гвоздя, криво вколоченного в стену и отбрасывающего странную тень… И вот теперь, став взрослыми, мы сталкиваемся уже со страхами наших детей. Откуда же они берутся, из какой таинственной страны приходят? И есть ли под этими страхами реальная основа?

Генезис детских страхов

Страх – это акт самозащиты, реакция организма на угрожающую ситуацию. Если бы наши древние предки были бесстрашными, вряд ли на планете появился род хомо сапиенс.

Даже в утробе ребёнок испытывает первые страхи, прочно увязанные с состоянием гормональной системы матери (вот почему беременным женщинам вредно нервничать). Затем к этим страхам прибавляется боязнь одиночества – зафиксированная реакция подсознания на конкретную угрозу умереть от голода. Потом ребёнок знакомится со страхом больших, потенциально угрожающих предметов – отсюда родом, кстати, и страх животных, в частности собак. С развитием психики появляются страхи неизвестности и темноты, осознание смертности, боязнь социальной несостоятельности…

Страхи порождают угрожающие факторы – реальные или мнимые. В основе большинства детских страхов лежат мнимые факторы угрозы, но это не делает их несерьёзными. Ребёнку очень трудно самостоятельно отделить реальные опасности от плодов своего воображения.

Если разобраться, то даже сверхценные, то есть порождённые фантазией детские страхи имеют под собой какую-то основу.

Наша психика устроена так, что трансформирует в страхи:

- конкретные ситуации, в которых возникала какая-то угроза (это своеобразная страховка организма от повторения этой ситуации);
- страхи и переживания, порождённые социальным взаимодействием;
- ощущение общей тревожности;
- отсутствие контроля над ситуацией (сюда же отнесём страх неизвестности и как частный случай – страх темноты);
- мелкие неудобства, вызывающие, тем не менее, сильный дискомфорт (включается механизм преувеличения);
- неправильно истолкованные мозгом сигналы органов чувств (например, «кошмары», порождённые обманами периферийного зрения).

Про Буку и Бабая, или Как взрослые создают детские страхи

К сожалению, иногда родители и другие родственники сами создают детские страхи. Вот три основные стратегии «производства» взрослыми детских страхов.

- Гиперопека. «Не прыгай – упадёшь!», «Не бери – порежешься!», «Не трогай – обожжёшься!» В итоге ребёнок начинает бояться этих ужасных угроз, с которыми на самом деле в большинстве случаев мог бы справиться самостоятельно.

- Запугивание и угрозы. Начиная от «Придёт серенький волчок и укусит за бочок» и заканчивая всевозможными Буками, Бабаями и даже докторами (а потом родители удивляются, почему ребёнок боится Айболита).

- Наказание страхом. Классический пример можно увидеть в книге Стивена Кинга «Керри»: мать запирала ребёнка в кладовке. Но это, конечно, совсем уже крайний случай.

Коррекция детских страхов

Если игнорировать страхи ребёнка, а тем более подавлять их жестокими насмешками, эти страхи уйдут в подсознание. В будущем это аукнется серьёзными психическими проблемами.

Детские страхи поддаются корректировке. Основные методы следующие:

- демонстрация взрослым уверенности, защита ребёнка;
- рациональное объяснение причины страха (позволяет ощутить чувство контроля над ситуацией);
- развенчание, юмор, игры (главное, не переборщить и не скатиться в насмешки);
- бытовая магия и дружба с «монстрами» (опять же, помогает ребёнку взять ситуацию под контроль);
- рисование и отыгрывание страхов;
- работа с дневными страхами (социальными, реальными), то есть с предпосылками самоценных страхов;
- снятие общей тревожности;
- лечение неврозов и расстройств психики (к сожалению, иногда это необходимо);
- ликвидация реальной угрозы – да, бывает, детские страхи имеют под собой реальную основу!

А ещё бывает, что ребёнок каждый вечер просит посидеть с ним перед сном, потому что ему страшно… В этом случае, не исключено, дело вовсе не в страхах. Возможно, ребёнку просто не хватает вашего внимания.