СДВГ: симптомы и способы коррекции у детей

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - самое часто встречающееся расстройство поведения в детском возрасте (от 2 до 9% в России). При отсутствии должного лечения или коррекции может приводить к нарушениям развития, имеющим долгосрочные последствия.
Возраст
Чаще всего СДВГ проявляет себя в возрасте до 12 лет. Диагноз может быть поставлен по достижению ребёнком 4-летнего возраста и только врачом.
Чаще у мальчиков
СДВГ чаще встречается у мальчиков: на одну девочку с диагнозом СДВГ приходится от 3 до 16 мальчиков [источник].
Последствия
У каждого второго ребенка, получившего диагноз СДВГ, при отсутствии коррекции симптомы сохраняются и во взрослом возрасте [источник].

СДВГ: симптомы и способы коррекции у детей

Самое часто встречающееся расстройство поведения в детском возрасте (от 2 до 9% в России). При отсутствии должного лечения или коррекции может приводить к нарушениям развития, имеющим долгосрочные последствия.
Возраст
Чаще всего СДВГ проявляет себя в возрасте до 12 лет. Диагноз может быть поставлен по достижению ребёнком 4-летнего возраста и только врачом.
Чаще у мальчиков
СДВГ чаще встречается у мальчиков: на одну девочку с диагнозом СДВГ приходится от 3 до 16 мальчиков [источник].
Последствия
У каждого второго ребенка, получившего диагноз СДВГ, при отсутствии коррекции симптомы сохраняются и во взрослом возрасте [источник].
Когда излишняя активность - норма?
Любой ребёнок может устать, заскучать, или увлечься игрой. В эти моменты дети могут стать рассеянными, не реагировать на просьбы взрослых, делать нелепые ошибки из-за невнимательности, забыть на время о договоренностях или правилах. У большинства ребят эти явления редки, продиктованы условиями ситуации и не нарушают адаптацию ребенка в социальной среде. В процессе взросления они обретают все больший контроль над своим поведением. Однако дети с СДВГ не могут просто «перерасти» свои особенности - симптомы устойчивы и могут вызывать трудности в школе, дома и в отношениях с друзьями. Они нередко сохраняются вплоть до взрослого возраста, влияя на успешность в профессии [источник].
Когда излишняя активность - норма?
Любой ребёнок может устать, заскучать, или увлечься игрой. В эти моменты дети могут стать рассеянными, не реагировать на просьбы взрослых, делать нелепые ошибки из-за невнимательности, забыть на время о договоренностях или правилах. У большинства ребят эти явления редки, продиктованы условиями ситуации и не нарушают адаптацию ребенка в социальной среде. В процессе взросления они обретают все больший контроль над своим поведением. Однако дети с СДВГ не могут просто «перерасти» свои особенности - симптомы устойчивы и могут вызывать трудности в школе, дома и в отношениях с друзьями. Они нередко сохраняются вплоть до взрослого возраста, влияя на успешность в профессии [источник].

Как определить СДВГ? Специалисты выделяют три основных симптома СДВГ:

  • 1
    Дефицит внимания
    Невозможность сконцентрировать внимание на задании необходимое время. Ребенок переключается с задачи на задачу, но не доводит до конца ни одну из них. Интерес к первоначальной задаче быстро теряется при переключении на следующую. Дети с дефицитом внимания отличаются забывчивостью, легко отвлекаются, испытывают трудности при организации своей деятельности.
  • 2
    Гиперактивность
    Чрезмерная двигательная активность, может проявляться по-разному в зависимости от возраста. Гиперактивность становится более явной в ситуациях, требующих самоконтроля, то есть когда необходимо следовать правилам, а также в условиях монотонной, скучной и неинтересной для ребёнка деятельности.
  • 3
    Импульсивность
    Проявляется в безрассудном, нетерпеливом поведении, расторможенностью в социальных ситуациях. Людям с импульсивностью может быть трудно дождаться своей очереди, они склонны вторгаться или прерывать деятельность других, выдавать ответы на вопросы, до того, как те были завершены.
Как определить СДВГ? Специалисты выделяют три основных симптома СДВГ:
  • 1
    Дефицит внимания
    Невозможность сконцентрировать внимание на задании необходимое время. Ребенок переключается с задачи на задачу, но не доводит до конца ни одну из них. Интерес к первоначальной задаче быстро теряется при переключении на следующую. Дети с дефицитом внимания отличаются забывчивостью, легко отвлекаются, испытывают трудности при организации своей деятельности.
  • 2
    Гиперактивность
    Чрезмерная двигательная активность, может проявляться по-разному в зависимости от возраста. Гиперактивность становится более явной в ситуациях, требующих самоконтроля, то есть когда необходимо следовать правилам, а также в условиях монотонной, скучной и неинтересной для ребёнка деятельности.
  • 3
    Импульсивность
    Проявляется в безрассудном, нетерпеливом поведении, расторможенностью в социальных ситуациях. Людям с импульсивностью может быть трудно дождаться своей очереди, они склонны вторгаться или прерывать деятельность других, выдавать ответы на вопросы, до того, как те были завершены.
Распространённость
Статистика варьирует в зависимости от региона, социальных и экономических условий, а также других социально-демографических факторов.
от 2 до 9%
Дошкольников и младших школьников получают диагноз СДВГ
с 4-х лет
Врач может диагностировать СДВГ и назначить лечение
1-2 ученика
В среднем на один класс приходится от 1-го до 2-х детей с признаками СДВГ
Распространённость
Статистика варьирует в зависимости от региона, социальных и экономических условий, а также других социально-демографических факторов.
от 2 до 9%
Дошкольников и младших школьников получают диагноз СДВГ
с 4-х лет
Врач может диагностировать СДВГ и назначить лечение
1-2 ученика
В среднем на один класс приходится от 1-го до 2-х детей с признаками СДВГ

Невнимательные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Допускают небрежные ошибки в учебных заданиях
  • Часто кажется, что не слушают, когда к ним обращаются
  • Часто не выполняют инструкции и (или) не доделывают задания, не успевает закончить вовремя
  • Испытывают трудности с организацией рабочего места для занятий
  • Регулярно избегают, не любят или не охотно выполняют задачи, требующие умственных усилий в течение длительного времени
  • Часто теряют вещи, необходимые для выполнения задач и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны)

Гиперактивные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Часто ёрзают на стуле постукивают руками или ногами, постоянно вскакивают или сползают, трогают и перекладывают предметы, лежащие в их зоне видимости без необходимости
  • Часто спрыгивают с места в ситуациях, когда они должны сидеть на месте
  • Часто не могут спокойно играть или заниматься общим делом из-за неуместных действий и нарушений правил игры или поведения
  • Во время движения (при игре или на прогулке) часто производят впечатление «ребёнка со встроенным моторчиком»
  • Часто не могут дождаться своей очереди
  • Часто прерывают других или вторгаются в их занятия (например, вмешиваются в разговоры или игры)

Невнимательные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Допускают небрежные ошибки в учебных заданиях
  • Часто кажется, что не слушают, когда к ним обращаются
  • Часто не выполняют инструкции и (или) не доделывают задания, не успевает закончить вовремя
  • Испытывают трудности с организацией рабочего места для занятий
  • Регулярно избегают, не любят или не охотно выполняют задачи, требующие умственных усилий в течение длительного времени
  • Часто теряют вещи, необходимые для выполнения задач и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны)

Гиперактивные дети

Регулярно демонстрируют следующие проявления:
  • Часто ёрзают на стуле постукивают руками или ногами, постоянно вскакивают или сползают, трогают и перекладывают предметы, лежащие в их зоне видимости без необходимости
  • Часто спрыгивают с места в ситуациях, когда они должны сидеть на месте
  • Часто не могут спокойно играть или заниматься общим делом из-за неуместных действий и нарушений правил игры или поведения
  • Во время движения (при игре или на прогулке) часто производят впечатление «ребёнка со встроенным моторчиком»
  • Часто не могут дождаться своей очереди
  • Часто прерывают других или вторгаются в их занятия (например, вмешиваются в разговоры или игры)
Вклад каждого симптома в проявление СДВГ различен. У некоторых детей две и более особенности могут иметь равное влияние на поведение, у других может быть выражено преобладание только одного из симптомов. Выраженность симптомов изменяется с возрастом: у дошкольников (4-6 лет) в большинстве случаев доминирует гиперактивность, в остальных возрастных группах - невнимательность.
Вклад каждого симптома в проявление СДВГ различен. У некоторых детей две и более особенности могут иметь равное влияние на поведение, у других может быть выражено преобладание только одного из симптомов. Выраженность симптомов изменяется с возрастом: у дошкольников (4-6 лет) в большинстве случаев доминирует гиперактивность, в остальных возрастных группах - невнимательность.
Как СДВГ влияет на повседневную жизнь?
Результаты опроса родителей, проведенного в рамках крупного Европейского исследования качества жизни детей и подростков [источник], свидетельствуют о негативном влияние СДВГ на жизнь детей во всех исследованных сферах по сравнению с детьми без диагноза. Показаны устойчивые трудности в школьной, социальной и бытовой сферах, повседневных занятиях. Проблемы возникают и в отношениях с друзьями и сверстниками, братьями и сестрами, родителями, из-за того, что ребенку трудно усвоить общепринятые правила и соответствовать социальным ожиданиям. По данным ВОЗ СДВГ наблюдается у 3,5% среди работающих людей в разных странах и связано с серьёзными затруднениями в их работе [источник].

Как СДВГ влияет на повседневную жизнь?

Результаты опроса родителей, проведенного в рамках крупного Европейского исследования качества жизни детей и подростков [источник], свидетельствуют о негативном влияние СДВГ на жизнь детей во всех исследованных сферах по сравнению с детьми без диагноза. Показаны устойчивые трудности в школьной, социальной и бытовой сферах, повседневных занятиях. Проблемы возникают и в отношениях с друзьями и сверстниками, братьями и сестрами, родителями, из-за того, что ребенку трудно усвоить общепринятые правила и соответствовать социальным ожиданиям. По данным ВОЗ СДВГ наблюдается у 3,5% среди работающих людей в разных странах и ассоциируется с серьёзными затруднениями в их работе [источник].

Лечение СДВГ у детей

Эффективная помощь детям для преодоления СДВГ осуществляется в 3 этапа:
1
Консультация

Если у вас есть подозрения на СДВГ, пройдите тест и обратитесь за помощью к специалистам. Самостоятельно диагностировать состояние и назначать лечение невозможно - это компетенция квалифицированного специалиста.

2
Диагностика

Для понимания того как симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности влияют на различные сферы жизни ребенка и насколько выражены нарушения, врачом может быть запрошена не только информация от родителей, но и от педагогов и других работников в школе, преподавателей дополнительного образования, специалистов различного профиля (нейропсихолог, семейный психолог, логопед).

3
Коррекция

Применяются различные виды помощи: психотерапия, коррекционное обучение с нейропсихологом, логопедом и БОС-терапия. Родители также изучают навыки и стратегии взаимодействия с ребенком и организации его повседневной жизни, помогающие ребенку с СДВГ добиться успеха в школе, дома и во взаимоотношениях.

Как помочь ребёнку с СДВГ?

Эффективная помощь осуществляется в 3 этапа:
1
Консультация

Если у вас есть подозрения на СДВГ, пройдите тест и обратитесь за помощью к специалистам. Самостоятельно диагностировать состояние и назначать лечение невозможно - это компетенция квалифицированного специалиста.

2
Диагностика

Для понимания того как симптомы гиперактивности, невнимательности и импульсивности влияют на различные сферы жизни ребенка и насколько выражены нарушения, врачом может быть запрошена не только информация от родителей, но и от педагогов и других работников в школе, преподавателей дополнительного образования, специалистов различного профиля (нейропсихолог, семейный психолог, логопед).

3
Коррекция

Применяются различные виды помощи: психотерапия, коррекционное обучение с нейропсихологом, логопедом и БОС-терапия. Родители также изучают навыки и стратегии взаимодействия с ребенком и организации его повседневной жизни, помогающие ребенку с СДВГ добиться успеха в школе, дома и во взаимоотношениях.

Критерии диагностики СДВГ
Специалисты выделяют 3 общих критерия для диагностики СДВГ
-1-
Раннее начало
Симптомы должны проявить себя
до 6-летнего возраста.
-2-
Длительность
Симптомы должны сохраняться на протяжении 6-ти месяцев.
-3-
В разных ситуациях
Симптомы должны наблюдаться более, чем в одной ситуации (дома, в школе).
РОДИТЕли:
Насколько оправдана лекарственная терапия?
Специалисты:
Во многих случаях серьезная лекарственная терапия не требуется или поддержка со стороны врача ограничивается ноотропными или седативными средствами. Основываясь на данных аппаратной диагностики, а также в ситуациях угрозы жизни и здоровью ребёнка и окружающих, лекарственная терапия может быть необходимой.
Родители:
Как долго может продолжаться коррекционная работа?
Специалисты:
Всё зависит от возраста (как правило, раннее обращение к специалисту сокращает период коррекции) и от ресурсов родителей и ребенка - работа может длиться от года до нескольких лет.
Как работают с СДВГ?
Диагностика, коррекция и сопровождение - постоянные непрекращающиеся процессы, необходимые на всех этапах заботы о ребёнке. На успешность этих процессов влияет множество факторов, такие как опыт специалистов и их длительность взаимодействия с семьей, выраженность проблем, наличие поддержки со стороны социальных институтов (детский сад, школа и т.п.). Во многих случаях требуется экспертиза нескольких специалистов:
  • Психофизиолог
    Проводит аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.
  • Невролог
    Определяет неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).
  • Нейропсихолог
    Анализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).
  • Детский клинический психолог
    Выявляет сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.
Как работают с СДВГ?
Диагностика, коррекция и сопровождение - постоянные непрекращающиеся процессы, необходимые на всех этапах заботы о ребёнке. На успешность этих процессов влияет множество факторов, такие как опыт специалистов и их длительность взаимодействия с семьей, выраженность проблем, наличие поддержки со стороны социальных институтов (детский сад, школа и т.п.). Во многих случаях требуется экспертиза нескольких специалистов:
Психофизиолог
Проводит аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.
Нейропсихолог
Анализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).
Детский клинический психолог
Выявляет сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.
Невролог
Определяет неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).
Несмотря на большую противоречивость и разность мнений относительно постановки диагноза СДВГ, он зафиксирован в Международной классификации заболеваний под кодом 6A05.* (DSM - 314.0*/F90.0*). В профессиональном сообществе дана однозначная научная оценка: СДВГ представляет собой чётко выраженное клиническое состояние, связанное с определёнными генетическими, средовыми, нейробиологическими и демографическими факторами [источник].
Несмотря на большую противоречивость и разность мнений относительно постановки диагноза СДВГ, он зафиксирован в Международной классификации заболеваний под кодом 6A05.* (DSM - 314.0*/F90.0*). В профессиональном сообществе дана однозначная научная оценка: СДВГ представляет собой чётко выраженное клиническое состояние, связанное с определёнными генетическими, средовыми, нейробиологическими и демографическими факторами [источник].
Почему важна своевременная помощь специалистов?
Самый частый совет родителей, преодолевших трудности со своими детьми - «Не ждите!»
  • Не перерастёт
    Симптомы СДВГ не проходят с возрастом, а часто могут и усугубляться. Для их преодоления требуется направленная и комплексная помощь соответствующая возрасту и психоневрологическому статусу ребёнка.
  • Сложности в будущем
    Невнимательность и гиперактивность ребенка с СДВГ приводят к нарушениям произвольного поведения, что ведет к серьёзным последствиям во взрослом возрасте. Отсутствие навыков самоконтроля будет приносить все больший вред развитию ребенка по мере его взросления.
  • Рост нагрузки
    С каждым годом требования к ребенку растут: необходимо решать все более сложные задания, организовывать свое время, все больше участвовать в социальной жизни, становиться независимым от помощи родителей и учителей.
  • Социальная гибкость
    В современном мире от человека требуется постоянно обучаться, быть готовым заниматься интеллектуальным трудом, взаимодействовать с другими людьми. При трудностях концентрации внимания и произвольного контроля за своим поведением вероятность ребенка иметь успешное будущее существенно снижается.
Почему важна своевременная помощь специалистов?
Самый частый совет родителей, преодолевших трудности со своими детьми - «Не ждите!»
  • Не перерастёт
    Симптомы СДВГ не проходят с возрастом, а часто могут и усугубляться. Для их преодоления требуется направленная и комплексная помощь соответствующая возрасту и психоневрологическому статусу ребёнка.
  • Сложности в будущем
    Невнимательность и гиперактивность ребенка с СДВГ приводят к нарушениям произвольного поведения, что ведет к серьёзным последствиям во взрослом возрасте. Отсутствие навыков самоконтроля будет приносить все больший вред развитию ребенка по мере его взросления.
  • Рост нагрузки
    С каждым годом требования к ребенку растут: необходимо решать все более сложные задания, организовывать свое время, все больше участвовать в социальной жизни, становиться независимым от помощи родителей и учителей.
  • Социальная гибкость
    В современном мире от человека требуется постоянно обучаться, быть готовым заниматься интеллектуальным трудом, взаимодействовать с другими людьми. При трудностях концентрации внимания и произвольного контроля за своим поведением вероятность ребенка иметь успешное будущее существенно снижается.

Как выбрать лучшего специалиста?

При выборе специалиста для работы с ребёнком мы рекомендуем обращать внимание на:
  • Образование
    Минимальный уровень, который позволяет специалисту не только достигать результатов, но и не навредить ребёнку (!) непрофессиональными действиями - базовое образование по своей специализации (минимум - 5 лет). Не доверяйте «специалистам» без диплома и не стесняйтесь его спрашивать.
  • Профессиональное сообщество
    Нейронаука - междисциплинарная область. Профессионал не работает в одиночку. Он должен быть в постоянном контакте со смежными специалистами (физиологами, логопедами, неврологами, семейными психологами и др.). Обращайте внимание на место, где ведёт приём специалист и старайтесь выбирать центры, где работает команда, а не «одиночки».
  • Отзывы и рейтинг
    Доступность информации на независимых ресурсах (например, Яндекс.Услуги) с проверкой достоверности отзывов и оценок позволяет с уверенностью принять решение в пользу конкретного специалиста или центра.
  • Четкие цели и план
    Профессионалы всегда работают по четко определённому плану (программе) и добиваются однозначного понимания целей и задач со стороны родителей. Результаты их работы можно отследить по заранее установленным на консультации критериям, понятным не-специалистам.
  • Партнёрство
    Важен контакт специалиста не только с ребёнком, но и с родителями. Работа родителей и специалистов в партнёрстве - залог достижения высоких результатов в коррекционно-развивающем процессе. Он не бывает простым и легким. Поддержка и доверие делает его максимально эффективным.
  • Перенос в жизнь
    Профессионал не будет «тренировать» у ребёнка отдельные навыки или «натаскивать» на определенные задания для улучшения результатов диагностики. Он будет формировать такие навыки и умения, которые отразятся на всей жизни ребёнка, в том числе - учёбе.

Как выбрать лучшего специалиста?

При выборе специалиста для работы с ребёнком мы рекомендуем обращать внимание на:
  • Образование
    Минимальный уровень, который позволяет специалисту не только достигать результатов, но и не навредить ребёнку (!) непрофессиональными действиями - базовое образование по своей специализации (минимум - 5 лет). Не доверяйте «специалистам» без диплома и не стесняйтесь его спрашивать.
  • Профессиональное сообщество
    Нейронаука - междисциплинарная область. Профессионал не работает в одиночку. Он должен быть в постоянном контакте со смежными специалистами (физиологами, логопедами, неврологами, семейными психологами и др.). Обращайте внимание на место, где ведёт приём специалист и старайтесь выбирать центры, где работает команда, а не «одиночки».
  • Отзывы и рейтинг
    Доступность информации на независимых ресурсах (например, Яндекс.Услуги) с проверкой достоверности отзывов и оценок позволяет с уверенностью принять решение в пользу конкретного специалиста или центра.
  • Четкие цели и план
    Профессионалы всегда работают по четко определённому плану (программе) и добиваются однозначного понимания целей и задач со стороны родителей. Результаты их работы можно отследить по заранее установленным на консультации критериям, понятным не-специалистам.
  • Партнёрство
    Важен контакт специалиста не только с ребёнком, но и с родителями. Работа родителей и специалистов в партнёрстве - залог достижения высоких результатов в коррекционно-развивающем процессе. Он не бывает простым и легким. Поддержка и доверие делает его максимально эффективным.
  • Перенос в жизнь
    Профессионал не будет «тренировать» у ребёнка отдельные навыки или «натаскивать» на определенные задания для улучшения результатов диагностики. Он будет формировать такие навыки и умения, которые отразятся на всей жизни ребёнка, в том числе - учёбе.
Профессионалы работают не с симптомами, а с механизмами, лежащими в основе тех или иных трудностей детей и взрослых. Для эффективной помощи необходима дифференциальная диагностика и разработанная на её основе индивидуальная программа коррекции.
Профессионалы работают не с симптомами, а с механизмами, лежащими в основе тех или иных трудностей детей и взрослых. Для эффективной помощи необходима дифференциальная диагностик и разработанная на её основе индивидуальная программа коррекции.
Как общаться с невнимательным и гиперактивным ребёнком?
Мы создали памятку для родителей, которая поможет Вам организовать эффективное взаимодействие, избежать конфликтных ситуаций, а также «снизить градус» эмоций при общении с ребёнком.
Как общаться с невнимательным и гиперактивным ребёнком?

Мы создали памятку для родителей, которая поможет Вам организовать эффективное взаимодействие, избежать конфликтных ситуаций, а также «снизить градус» эмоций при общении с ребёнком.