Трудности в обучении у детей

В чём основные причины возникновения трудностей у детей в учёбе?
Как их распознать родителям и своевременно помочь ребёнку?
Возраст
Чаще всего такие диагнозы, как дислексия, дисграфия, дискалькулия устанавливаются детям в возрасте от 8-ми до 10-ти лет.
Распространённость
По разным оценкам нарушения навыков чтения, письма и/или счёта встречаются в среднем у 15% школьников (каждый 5-й ученик в классе).
Последствия
Нераспознанные вовремя нарушения сохраняются во взрослом возрасте. Вместе с тем есть заметные улучшения при своевременной помощи [источик].

Трудности в обучении у детей

В чём основные причины возникновения трудностей у детей в учёбе?
Как их распознать родителям и своевременно помочь ребёнку?
Возраст
Чаще всего такие диагнозы, как дислексия, дисграфия, дискалькулия устанавливаются детям в возрасте от 8-ми до 10-ти лет.
Распространённость
По разным оценкам нарушения навыков чтения, письма и/или счёта встречаются в среднем у 15% школьников (каждый 5-й ученик в классе).
Последствия
Нераспознанные вовремя нарушения сохраняются во взрослом возрасте. Вместе с тем есть заметные улучшения при своевременной помощи [источик].
Учёба в школе, особенно в начальной - достаточно сложное занятие для любого ребёнка. Умение писать, читать и считать - это «искусственные» умения, созданные людьми. Их невозможно усвоить без специального обучения, организованного взрослым и без регулярных упражнений.

Учёба в школе, особенно в начальной - достаточно сложное занятие для любого ребёнка. Умение писать, читать и считать - это «искусственные» умения, созданные людьми. Их невозможно усвоить без специального обучения, организованного взрослым и без регулярных упражнений.

Способность доказывать теорему Пифагора не заложена в нас изначально, как и умение кататься на велосипеде.

Для этого требуются дополнительные усилия со стороны ребёнка для создания новых нервных связей в мозге и нервной системе в целом.

Способность доказывать теорему Пифагора не заложена в нас изначально, как и умение кататься на велосипеде.

Для этого требуются дополнительные усилия со стороны ребёнка для создания новых нервных связей в мозге и нервной системе в целом.

Для чего людям понадобилось читать и писать?

Наша природная память не способна удержать большое количество информации в неизменном виде. Каждое новое воспоминание привносит изменения в предшествующие. Это накладывает ограничения при обмене информацией между людьми, особенно при постоянном росте ее количества. Эти ограничения стимулировали необходимость «выносить» нематериальные психические процессы во вне и фиксировать их на материальных носителях. Очевидно, что данный процесс, искусственный по своей природе, требует создания специальной системы шифровки и дешифровки информации - письма и чтения. Из-за "неестественности" этого процесса мозгу требуется значительные усилия для его освоения.

Интересный факт
Наиболее древний вид письменности - узелковая и датируется примерно 3000 годом до н. э.
Для чего людям понадобилось читать и писать?
Наша природная память не способна удержать большое количество информации в неизменном виде. Каждое новое воспоминание привносит изменения в предшествующие. Это накладывает ограничения при обмене информацией между людьми, особенно при постоянном росте ее количества. Эти ограничения стимулировали необходимость «выносить» нематериальные психические процессы во вне и фиксировать их на материальных носителях. Очевидно, что данный процесс, искусственный по своей природе, требует создания специальной системы шифровки и дешифровки информации - письма и чтения. Из-за "неестественности" этого процесса мозгу требуется значительные усилия для его освоения.

Интересный факт
Наиболее древний вид письменности - узелковая и датируется примерно 3000 годом до н. э.
Трудности - нормально?
Сложно найти ребёнка, который не сталкивался бы время от времени с разными трудностями в учёбе. Некоторые предметы могут оказаться для детей сложнее и скучнее чем другие, у некоторых не сразу получается привыкнуть к школьной обстановке. Иногда проблемы временные и не влияют на будущую успешность, но устойчивое отставание в развитии учебных навыков и умений, а также неравномерный прогресс в усвоении школьных предметов могут свидетельствовать о более серьёзных проблемах в будущем.
Трудности - нормально?
Сложно найти ребёнка, который не сталкивался бы время от времени с разными трудностями в учёбе. Некоторые предметы могут оказаться для детей сложнее и скучнее чем другие, у некоторых не сразу получается привыкнуть к школьной обстановке. Иногда проблемы временные и не влияют на будущую успешность, но устойчивое отставание в развитии учебных навыков и умений, а также неравномерный прогресс в усвоении школьных предметов могут свидетельствовать о более серьёзных проблемах в будущем.
Как понять, что это не лень?
Детей с трудностями учителя и родители могут считать ленивыми или недостаточно старательными и даже неумными.
Хотя у этих детей может вполне сохраняться желание учиться и познавать новое, а интеллектуальный потенциал проявлять себя в других сферах, не связанных со школой. Даже если такие дети будут стараться и прикладывать много усилий, повторяя много раз одно и то же задание под руководством взрослых, навык может формироваться медленнее, а устойчивые ошибки не исчезать.
Как понять, что это не лень?
Детей с трудностями учителя и родители могут считать ленивыми или недостаточно старательными и даже неумными.
Хотя у этих детей может вполне сохраняться желание учиться и познавать новое, а интеллектуальный потенциал проявлять себя в других сферах, не связанных со школой. Даже если такие дети будут стараться и прикладывать много усилий, повторяя много раз одно и то же задание под руководством взрослых, навык может формироваться медленнее, а устойчивые ошибки не исчезать.
В чём может быть причина?
Причиной таких проблем в ряде случаев являются особенности развития некоторых психических функций.
Из-за этого освоение отдельных навыков становится очень энергозатратным и сопровождается многочисленными ошибками или помехами. Это касается лишь отдельных аспектов обучения. В целом ребёнок в состоянии учиться и в других областях может быть достаточно успешен. В итоге, усреднённые школьные требования к умениям ребёнка могут превысить его реальные возможности. Оказавшийся в такой ситуации дети будут сильно утомляться от необходимости выполнять слишком сложные для них задания, переживать неуспех и всё больше отставать от сверстников.
В чём может быть причина?
Причиной таких проблем в ряде случаев являются особенности развития некоторых психических функций.
Из-за этого освоение отдельных навыков становится очень энергозатратным и сопровождается многочисленными ошибками или помехами. Это касается лишь отдельных аспектов обучения. В целом ребёнок в состоянии учиться и в других областях может быть достаточно успешен. В итоге, усреднённые школьные требования к умениям ребёнка могут превысить его реальные возможности. Оказавшийся в такой ситуации дети будут сильно утомляться от необходимости выполнять слишком сложные для них задания, переживать неуспех и всё больше отставать от сверстников.
Если письмо, чтение и счёт недостаточно хорошо усвоены ребёнком, дальнейшее обучение в школе будет сопровождаться всё большими трудностями. Поэтому детям, сталкивающимися с трудностями в обучении, необходима своевременная и специализированная помощь, это позволит избежать неблагоприятных последствий в будущем.
Если письмо, чтение и счёт недостаточно хорошо усвоены ребёнком, дальнейшее обучение в школе будет сопровождаться всё большими трудностями. Поэтому детям, сталкивающимися с трудностями в обучении, необходима своевременная и специализированная помощь, это позволит избежать неблагоприятных последствий в будущем.
Взгляд учителя на школьные трудности
Смотрите наше видеоинтервью с педагогом русского языка и литературы о тех учебных трудностях, с которыми учителя имеют дело на практике.
Возникновение трудностей, как правило,
обусловлено двумя факторами:
1
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МОЗГА
Особенности в работе мозга, часто врождённые или возникшие на раннем этапе развития, далеко не всегда возможно установить точно. Из-за них могут возникать проблемы с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации, саморегуляцией и способностью контролировать собственное поведение. То есть оказываются затронуты базовые способности, необходимые для изучения более сложных навыков, таких как письмо или счёт. Они влияют на возможности ребёнка осваивать как школьные, так и бытовые навыки.
2
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Среда, в которой растёт ребёнок, влияет на степень выраженности вышеуказанных особенностей и его адаптацию к новым условиям развития. Ситуация в семье, обстановка в школе, методики обучения и пр. могут как усугублять проблемы, вызванные трудностями обучения, так и наоборот, способствовать их преодолению. Выявление особенностей восприятия, памяти, речи, способностей к самоконтролю на раннем этапе позволяет наиболее благоприятным образом организовать обучение и быт ребенка.

Возникновение трудностей, как правило, обусловлено двумя факторами:

1
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МОЗГА
Особенности в работе мозга, часто врождённые или возникшие на раннем этапе развития, далеко не всегда возможно установить точно. Из-за них могут возникать проблемы с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации, саморегуляцией и способностью контролировать собственное поведение. То есть оказываются затронуты базовые способности, необходимые для изучения более сложных навыков, таких как письмо или счёт. Они влияют на возможности ребёнка осваивать как школьные, так и бытовые навыки.
2
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Среда, в которой растёт ребёнок, влияет на степень выраженности вышеуказанных особенностей и его адаптацию к новым условиям развития. Ситуация в семье, обстановка в школе, методики обучения и пр. могут как усугублять проблемы, вызванные трудностями обучения, так и наоборот, способствовать их преодолению. Выявление особенностей восприятия, памяти, речи, способностей к самоконтролю на раннем этапе позволяет наиболее благоприятным образом организовать обучение и быт ребенка.

Виды нарушений учебных способностей

Существует множество нарушений начинающихся с приставки дис-, приводящих к трудностям освоения чтения, письма, счета. Наиболее частые из них:
Дислексия
Нарушение способности к освоению навыков чтения. Проявляется в неспособности овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами.
Дисграфия
Стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается уже завершенным.
Дискалькулия
Трудности освоения счетных навыков, таких как определение состава числа или количества объектов "на глаз". Также возникают трудности с ориентировкой по часам.
Диспраксия [Апраксия]
Трудности выполнения сложных целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных двигательных актов.
Дислалия
Нарушение артикуляции, затрудняющее произнесение некоторых звуков при нормальном слухе и сохранности артикуляционного (речевого) аппарата.
Сопутствующие
В виду сложности организации высших психических функций, данные трудности нередко сопровождаются нарушениями внимания [подробнее про СДВГ].

Виды нарушений учебных способностей

Существует множество нарушений начинающихся с приставки дис-, приводящих к трудностям освоения чтения, письма, счета. Наиболее частые из них:

Дислексия
Нарушение способности к освоению навыков чтения. Проявляется в неспособности овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами.
Дисграфия
Стойкое нарушение у ребёнка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается уже завершенным.
Дискалькулия
Трудности освоения счетных навыков, таких как определение состава числа или количества объектов "на глаз". Также возникают трудности с ориентировкой по часам.
Диспраксия [Апраксия]
Трудности выполнения сложных целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных двигательных актов.
Дислалия
Нарушение артикуляции, затрудняющее произнесение некоторых звуков при нормальном слухе и сохранности артикуляционного (речевого) аппарата.
Сопутствующие
В виду сложности организации высших психических функций, данные трудности нередко сопровождаются нарушениями внимания [подробнее про СДВГ].
Проявления трудностей обучения и их влияние на успешность ребенка в школе и адаптацию к окружающей среде индивидуальны.
Не бывает двух детей с идентичными особенностями. Выраженность трудностей также может различаться. В случаях, если трудности устойчивые и обучение не приносит результатов, и/или затрагивают множество сторон обучения, специалисты, занимающиеся с ребенком, могут рекомендовать обратиться за медицинской помощью. В международной классификации болезней трудности обучения отнесены к разделу специфических расстройств развития учебных навыков. Диагноз может быть поставлен врачом-неврологом, при этом может потребоваться экспертиза других специалистов: логопедов, нейропсихологов, педагогов.
Проявления трудностей обучения и их влияние на успешность ребенка в школе и адаптацию к окружающей среде индивидуальны.
Не бывает двух детей с идентичными особенностями. Выраженность трудностей также может различаться. В случаях, если трудности устойчивые и обучение не приносит результатов, и/или затрагивают множество сторон обучения, специалисты, занимающиеся с ребенком, могут рекомендовать обратиться за медицинской помощью. В международной классификации болезней трудности обучения отнесены к разделу специфических расстройств развития учебных навыков. Диагноз может быть поставлен врачом-неврологом, при этом может потребоваться экспертиза других специалистов: логопедов, нейропсихологов, педагогов.
Что общего у этих нарушений?
Традиционно они рассматриваются отдельно друг от друга. В то же время становится понятно что эти расстройства имеют общие черты:
Устойчивость
Данные расстройства имеют устойчивый характер и сохраняются при достижении возраста 8-ми лет или 2-го класса школы.
Специфичность
Не зависят от общих интеллектуальных способностей/Интеллект может быть сохранным или даже выше среднего.
Комлпексность
Часто одни дис-расстройства сопровождаются другим. Например дислексия часто сопровождается дисграфией или СДВГ.
Что общего у этих нарушений?

Традиционно они рассматриваются отдельно друг от друга. В то же время становится понятно что эти расстройства имеют общие черты:

Устойчивость

Данные расстройства имеют устойчивый характер и сохраняются при достижении возраста 8-ми лет или 2-го класса школы.

Специфичность

Не зависят от общих интеллектуальных способностей/Интеллект может быть сохранным или даже выше среднего.

Комлпексность

Часто одни дис-расстройства сопровождаются другим. Например дислексия часто сопровождается дисграфией или СДВГ.

РОДИТЕли:
Являются ли данные нарушения заболеванием?
Специалисты:
Указанные нарушения имеют четкую симптоматику и зафиксированы в Международной классификации болезней в виде диагнозов. С врачебной точки зрения они квалифицируются как нарушения или расстройства.
Родители:
Может ли логопед или нейропсихолог поставить диагноз?
Специалисты:
Нет. Диагноз может поставить только врач (невролог, психоневролог и др.). Если логопед или нейропсихолог имеют медицинское образование, то они также имеют право квалифицировать нарушения в качестве диагноза.
Родители:
В каком возрасте ставится диагноз?
Специалисты:
Данные диагнозы могут устанавливаться по достижении 8-ми летнего возраста или 2-го класса школы. До этого момента необходимо динамическое наблюдение за характером и устойчивостью симптомов.
Экспресс-тест
Факторы риска и вероятность наличия нарушений
Важно! Данный тест не является диагностическим инструментом и предназначен исключительно для ознакомительных целей. Он не может заменить обследования у компетентного специалиста и не может служить инструментом для постановки диагноза. Предназначен для наблюдения за детьми от 4-х лет.

Если Вы чувствуете, что у Вашего ребёнка могут быть признаки вышеуказанных расстройств, связанных с невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью, пожалуйста, воспользуйтесь специальной шкалой оценки СДВГ [перейти к тесту СДВГ].
 
Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос как можно точнее. Перемещая ползунок, отвечайте «Верно», если это верно, или так или иначе относится к вашему ребёнку и проявляется достаточно регулярно. Отвечайте «Неверно», если это вовсе не о вашем ребёнке или не совсем точно.
Родители или другие родственники ребёнка испытывали трудности при обучении чтению, письму и счёту.
0 - Неверно
1 - Верно
Амбидекстрия, трудности выбора ведущей руки.
0 - Неверно
1 - Верно
Ребёнок с трудом воспринимает рифмы в детских стихах и песенках, когда требуется назвать последнее рифмующееся слово, называет подходящее по смыслу, но не в рифму, при этом не замечает ошибок.
0 - Неверно
1 - Верно
Ребёнок часто путает право и лево, например постоянно заполняет лист при рисовании или показывает изображения справа налево несмотря на подсказки.
0 - Неверно
1 - Верно
Ребёнку трудно следовать ритму в детских танцах под музыку, выполнять ритмичные движения, повторять ритм после прослушивания (например, постучать также, как взрослый)
0 - Неверно
1 - Верно
Трудно запоминать песни и стихи наизусть, при заучивании ребёнок переставляет или заменяет слова, не удерживает ритм.
0 - Неверно
1 - Верно
Ребёнок регулярно затрудняется припомнить правильное название уже знакомого предмета.
0 - Неверно
1 - Верно
Ребёнку трудно следовать набору инструкций, данных одновременно, например: “возьми ручку и тетрадь из портфеля и напиши”, такие задания чаще выполняются не полностью или игнорируются.
0 - Неверно
1 - Верно
Произнося некоторые слова ребёнок заменяет звуки или переставляет их местами.
0 - Неверно
1 - Верно
Часто теряет или забывает свои вещи, испытывает трудности самоорганизации, когда необходимо следовать правилам или договоренностям.
0 - Неверно
1 - Верно
Испытывает трудности с понимание пространственных понятий, таких как “до” и “после”, “вчера” и “завтра”, “сначала” и “потом” и другие.
0 - Неверно
1 - Верно
 
Результат
0 баллов

Что означают баллы


Если результат 5 и более баллов (т.е. Вы ответили «Верно» на 5 и более вопросов), Ваш ребёнок, вероятно, в «группе риска». Однако ни один тест не может быть настолько точным, чтобы сделать на его основе однозначные выводы. Если всего один или два признака верны по отношению к Вашему ребёнку, рекомендуем обсудить это с Вашим специалистом или лечащим врачём.


Для получения консультации специалиста оставьте Ваш телефон ниже.
Ваше имя
Ваш телефон
Заполняя данную форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.